Отчет по образовательной деятельности
Речевой подготовительной группы
За первое полугодие учебного
2014-2015 года
ГРУППА РОМАШКА
Воспитатели:
Мариненкова Татьяна Геннадьевн
Румянцева Светлана Николаевна
Учитель-логопед:
Кривохижина Ольга Владимировна
В группе 16 детей: 11 мальчиков, 5 девочки
Работа в подготовительной группе
проводилась в соответствии с основной образовательной программой дошкольного
образования ГБДОУ д/с № 72 и рабочей программой группы, разработанной в
соответствии с ФГОС и на основе примерной
общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы»
под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Цели и задачи воспитания и обучения детей подготовительной к школе
группы
Цель
Создание благоприятных условий,
для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ
базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических
качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями,
подготовка ребенка к жизни в современном обществе, путем создания модели
интегрированного коррекционно-развивающего образовательного пространства
Задачи
- охрана жизни и укрепление
физического и психического здоровья воспитанников с учетом их потребностей,
особенностей и возможностей;
- создание условий, обеспечивающих
эмоциональное благополучие каждого воспитанника и успешную социализацию его в
условиях детского сада, семьи и общества;
- осуществление интеллектуального,
познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и
физического развития воспитанников;
- творческая организация
(креативность) процесса воспитания и
обучения;
- вариативность использования
образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с
интересами и наклонностями каждого ребенка;
- уважительное отношение к
результатам детского творчества.
- воспитание с учетом возрастных
категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам
человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- обеспечение равных стартовых
возможностей при поступлении воспитанников в школу;
- осуществление необходимой коррекции
отклонений в развитии воспитанников;
- взаимодействие с семьями
воспитанников для обеспечения их полноценного развития;
- соблюдение преемственности в работе детского сада и
начальной школы, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании
образования ребенка дошкольного возраста;
- оказание консультативной и
методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания,
обучения, развития и оздоровления воспитанников.
В воспитательно-образовательный
процесс входит:
- решение
программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и
самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно
образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в
соответствии со спецификой дошкольного образования;
- построение
воспитательно-образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с
детьми в виде игр, бесед, чтения, наблюдений и др.
- комплексно-тематический
подход в построении образовательного процесса с учетом реализации принципа
интеграции образовательных областей.
Организация деятельности
взрослых и детей по
реализации и освоению
программы осуществляется в
двух основных моделях
организации образовательного процесса:
- совместная
деятельность взрослого и
ребенка, которая осуществляется в
ходе режимных моментов
(решение задач сопряжено
с одновременным выполнением
функций по присмотру
и уходу за детьми)
и организации различных видов
детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, трудовой, продуктивной
и т.п.), а
также создание условий
для самостоятельной деятельности детей
в группе;
- непосредственно-образовательная деятельность (не
сопряжена с выполнением
функций по уходу
и присмотру за
детьми).
Педагогический процесс в группе
ориентирован на создание благоприятных условий для полноценного проживания
ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности,
всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с
возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном
обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности
дошкольника.
Поставленные цели достигались в
процессе осуществления разнообразных видов детской деятельности:
игровой,
коммуникативной,
трудовой,
познавательно-исследовательской,
продуктивной,
музыкально-художественной,
чтения.
Наши дети участвовали в:
спортивных праздниках,
тематических выставках,
тематических праздниках в
детском саду.
В течение I полугодия группа
работала в соответствии с комплексно-тематическим планированием:
Тема
|
Развернутое содержание работы
|
Осень. Осенние месяцы.
Деревья осенью. Периоды осени
29.09-03.10
|
Обобщение
и систематизация представлений об осени и типичных осенних изменениях в
природе. Ознакомление с периодами осени, осенними месяцами Закрепление знаний
названия деревьев. Формирование представлений о причинах опадания листьев.
Расширение представлений об особенностях отображения осени в художественной
литературе, в изобразительном искусстве, в музыке. Совершенствование навыка
рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном
на них. Расширение представления о переносном значении слова (золотая осень).
Закрепление знаний о правилах безопасного поведения в природе, воспитание
бережного отношения к природе. Развитие интереса к изображению осенних
явлений в рисунках, аппликациях.
Развитие
мышления, всех видов восприятия, тонкой моторики. Воспитание инициативности,
самостоятельности, творческой активности.
|
Овощи.
Труд взрослых на полях и в
огородах
06.10-10.10
|
Уточнение
понятия «овощи». Расширение представлений о труде людей на полях осенью, о
необходимости и важности их труда. Обучение безопасному обращению с острыми
предметами и предметами бытовой техники. Знакомство с жанром живописи –
натюрморт. Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование
целостного представления об изображенном на ней. Развитие экспериментальной
деятельности: приготовление винегрета, овощного салата. Обучение рисованию,
лепке овощей с натуры, сюжетному рисованию.
Формирование
умения описывать овощ по алгоритму, пересказывать небольшой текст с опорой на
мнемотаблицу.
Развитие
памяти, мышления, общей моторики. Воспитание активности, инициативности,
самостоятельности, навыков сотрудничества. Воспитание бережного отношения к
природе.
|
Фрукты. Труд взрослых в
садах 13.10-17.10
|
Уточнение
понятия «фрукты». Расширение представления о труде взрослых в садах.
Формирование представлений о важности фруктов и овощей для здоровья человека.
Совершенствование навыков рассматривания картины, формирование целостного
представления об изображенном на ней. Развитие экспериментальной деятельности:
приготовление сока, морса. Обучение рисованию с натуры. Формирование на
основе впечатлений, знаний и умений самостоятельно определять содержание
натюрморта.
Обучение
составлению плана рассказа и творческого рассказа по картине.
Совершенствование навыка пересказа с опорой на мнемотаблицу.
Развитие
тонкой моторики, координации речи с движением, зрительного внимания и
восприятия. Формирование навыков сотрудничества, взаимодействия,
инициативности, активности.
|
Орудия труда, инструменты
20.10-24.10
|
Формирование
знаний об инструментах, используемых взрослыми в огородах, садах и действиях,
выполняемых с помощью этих инструментов. Формирование представлений о
наименовании предметов, которыми детям пока нельзя пользоваться, и тех
предметов, которыми следует пользоваться осторожно. Формирование умения
рассказывать о правилах хранения опасных предметов с опорой на коллаж.
Развитие конструктивной деятельности - изготовление тары для хранения
режущего инструмента.
Развитие
связной речи: формирование умения правильно строить предложение, работая с
деформированной фразой.
Развитие
мелкой моторики, координации речи с движением, активности. Воспитание
инициативности, самостоятельности, умения быть доброжелательным и корректным
собеседником.
|
Ягоды и грибы.
Лес осенью
27.10-31.10
|
Расширение
представлений о многообразии растений осеннего леса, уточнение знаний о
грибах и лесных ягодах. Формирование правил безопасного поведения в лесу.
Беседы о ядовитых грибах, ягодах, оказание первой помощи. Рассказ о
международном Дне врача. Лепка, рисование ягод, грибов. Закрепление понятия
«тональность», «многоцветие окружающего мира».
Формирование
умения составлять рассказы-описания и загадки-описания по предложенному
плану. Развитие умения составлять рассказ об опасностях в лесу с опорой на
коллаж.
Развитие
тонкой и общей моторики, координации речи с движением
Воспитание
любви и бережного отношения к природе.
|
Перелетные птицы.
Водоплаваю-щие птицы
03.11-07.11
|
Расширение
знаний о перелетных и водоплавающих птицах, их поведении осенью (объединение
в стаи, отлет, добывание корма). Формирование умения называть, сравнивать
птиц по внешнему виду. Закрепление понятий «ранняя», «золотая», «поздняя
осень». Формирование любви к художественной литературе, живописи.
Совершенствование навыка рассматривания иллюстраций, просмотра презентаций о
перелетных птицах. Развитие интереса к сюжетному рисованию «Поздняя осень».
Развитие экспериментальной деятельности (с водой). Совершенствование навыков
конструирования из природного материала.
Совершенствование
навыка пересказа с опорой на мнемотаблицу. Развитие умения составлять
описательные рассказы о перелетных птицах, творческие рассказы об осени.
Совершенствование монологической формы речи.
Развитие
мышления, памяти, тонкой и общей моторики, координации движений.
Воспитание
самостоятельности, ответственности, любви и бережного отношения к природе.
|
Домашние животные
10.11-14.11
|
Расширение
представлений о внешнем виде, питании, пользе домашних животных, о местах их
обитания и подготовке к зиме. Совершенствование навыка рассматривания
иллюстраций, просмотра презентаций о домашних животных, прослушивания
аудиозаписей с голосами животных. Формирование представлений о труде
взрослых, ухаживающих за животными. Формирование правил безопасного поведения
в общении с животными. Развитие интереса к лепке и рисованию домашних
животных. Развитие конструктивной деятельности (оригами).
Формирование
умения описывать домашнее животное по плану. Совершенствование навыка
составления рассказа по серии картинок.
Развитие
мышления, памяти, тонкой и общей моторики, координации движений.
Формирование
взаимопонимания, доброжелательности, ответственности, навыков сотрудничества.
Воспитание бережного отношения к животным.
|
Дикие животные наших лесов
17.11-21.11
|
Расширение
представлений о внешнем виде, питании диких животных, о местах их обитания и
подготовке к зиме. Обобщение и систематизация знаний о диких животных и их
образе жизни через чтение рассказов, сказок, прослушивание СД с записью
голосов диких животных, просмотр слайдов с изображениями животных. Развитие
интереса к рассматриванию иллюстраций, к сюжетному рисованию по прочитанным
произведениям и рисованию по мотивам произведений (тычком).
Развитие
мышления, памяти, тонкой и общей моторики, координации движений.
Воспитание
навыков сотрудничества, взаимопонимания, активности. Воспитание бережного отношения к природе.
|
Одежда. Обувь. Головные
уборы
24.11-28.11
|
Расширение
представлений об осенней одежде, обуви, головных уборах. Углубление
представления о материалах, из которых они сделаны. Знакомство со свойствами
и разными видами тканей. Презентация, рассказ воспитателя о том, как ткани
ткут и нити прядут. Демонстрация моделей одежды. Формирование представлений о
прошлом одежды, ее роли в жизни и здоровье человека. Развитие интереса к рассматриванию иллюстраций, к
декоративному рисованию (тычком).
Развитие
грамматического строя речи: образование и употребление относительных
прилагательных; формирование умения подбирать антонимы к данным словам,
употреблять родительный падеж существительных во множественном числе,
согласовывать существительные с притяжательными прилагательными. Развитие
фонематического слуха, совершенствование навыка звукового анализа и синтеза,
формирование умения определять количество
и последовательность звуков в слове. Развитие связной речи.
Совершенствование навыка пересказа небольших текстов.
Развитие
мышления, памяти, тонкой и общей моторики, координации движений.
Воспитание
инициативности, самостоятельности, творческой активности.
|
Мебель
01.12-05.12
|
Формирование
обобщающего понятия «Мебель». Формирование умения называть мебель, ее
отдельные части, материалы из которых она изготовлена. Развитие умения ориентироваться в пространстве, на
плоскости (на листе бумаге, карте). Беседы, проблемные ситуации: если бы исчезли все столы; игры-путешествия
в прошлое предметов.
Развитие
экспериментальной деятельности: знакомство со свойствами дерева-«тонет -не
тонет»; сравнение дерева с другими материалами (пластмассой, металлом,
стеклом). Развитие конструктивной деятельности: изготовление мебели для
кукол.
Развитие
грамматического строя речи: формирование умения употреблять уменьшительно-ласкательные
суффиксы. Образовывать относительные прилагательные от существительных,
правильно употреблять родительный падеж существительных во множественном
числе. Развитие связной речи: формирование умения правильно строить
предложение, работая с деформированной фразой.
Формирование
навыка анализа предложений. Формирование умения выкладывать схему
предложения. Развитие связной речи. Формирование умения описывать предметы
мебели по плану, составлять загадки-описания. Формирование умения
рассказывать о правилах хранения опасных предметов (молоток, гвозди) с опорой
на коллаж.
Развитие
зрительного внимания и восприятия, речевого слуха, мышления, тонкой и общей
моторики.
Воспитание
навыков сотрудничества, взаимопомощи, активности, инициативности,
самостоятельности.
|
Посуда
08.12-12.12
|
Дальнейшее расширение и систематизация
знаний о предметном мире. Обобщение представлений о посуде, ее деталях;
материалах, из которых она сделана. Знакомство с чайной и столовой посудой.
Сравнение предметов посуды, изготовленной из разных материалов.
Формирование
представлений об истории посуды. Развитие навыков сюжетно-ролевой игры: «Приготовим обед для кукол»,
«Магазин посуды», «День рождения» Знакомство с искусством гжельских мастеров,
сравнение посуды гжельской и хохломской росписи. Обучение рисованию, лепке
посуды и ее роспись элементами гжельской росписи.
Развитие
грамматического строя речи: согласование числительных с прилагательными и
существительными, образование относительных прилагательных. подбор антонимов.
Развитие фонематических процессов, умение определять первый звук в слове.
Развитие связной речи. Формирование умения составлять описательные рассказы о
предметах посуды. Совершенствование навыка пересказа небольших текстов.
Развитие
всех видов восприятия, творческого воображения.
Воспитание
этикета, сервировка стола, безопасного поведения за столом.
|
Зима. Зимующие птицы
15.12-19.12
|
Общение
представлений о зиме, сезонных изменениях в природе, природных явлениях
(ветер, снег, дождь, иней). Закрепление знаний о зимующих птицах. Расширение
представлений о характерных внешних признаках птиц; о поведении и повадках
вороны, синицы, снегиря, свиристеля. Объяснить, почему зимой нужно
подкармливать птиц. Расширение представлений об особенностях отображения зимы
в художественной литературе, в изобразительном искусстве, в музыке.
Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления
об изображенном на них. Формирование правил безопасного поведения на льду
Развитие
интереса к изображению зимних явлений в рисунках, аппликациях. Прослушивание
СД с записью голосов птиц, просмотр слайдов с изображениями птиц.
Совершенствование навыков конструирования из природного материала и из бумаги
(оригами).
Развитие
грамматического строя речи: развитие умения образовывать новые глаголы от
данного при помощи приставок. Совершенствование навыков слогового анализа
слов. Совершенствование фонематических
процессов: умение определять первый и последний звук в слове. Развитие
связной речи. Совершенствование навыка
пересказа небольших текстов. Формирование умения составлять рассказы из
личного опыта, по картине.
Развитие
всех видов восприятия, творческого воображения.
Воспитание навыков сотрудничества, взаимопонимания,
активности, бережного отношения к
природе.
|
Зимние забавы
22.12-26.12
|
Систематизация
знания детей о зиме, о зимних явлениях природы. Расширение представлений об
особенностях отображения зимних народных гуляний в художественной литературе,
в изобразительном искусстве, в музыке. Совершенствование навыка
рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном
на них. Сравнение репродукций «Зима»
И. И. Шишкина и И.Э. Грабаря «Сказка инея и восходящего солнца». Формирование
навыка составлять рассказ по картине полно, последовательно, выразительно.
Обучение сюжетному рисованию. Беседа о
зимних видах спорта, зимних забавах.
Развитие грамматического строя речи: обогащение
и уточнение словаря прилагательными. Совершенствование фонематических
процессов, умения определять последовательность звуков в слове. Развитие
связной речи, закрепление умения правильно строить предложение, пересказывать
отрывки из сказок.
Развитие
творческого воображения, общей и тонкой моторики, координации речи с
движением.
Воспитание
навыков сотрудничества, активности, инициативности, ответственности.
|
Новогодний
праздник
29.12-31.12
|
Формирование
представлений о Новом годе, как о добром и веселом празднике, начале
календарного года. Уточнение словаря по темам «Новогодний праздник», «Рождество»,
«Зимующие птицы».
Развитие
грамматического строя речи: закрепление
умения образовывать притяжательные прилагательные по теме «Дикие животные»,
«Зимующие птицы». Развитие языкового анализа и синтеза, развитие умения
производить звукобуквенный анализ слов, придумывать предложения к схеме.
Развитие связной речи. Совершенствование навыка пересказа, развитие
диалогической речи, планирующей функции речи.
Развитие
творческого воображения, общей и тонкой моторики, координации речи с
движением.
Воспитание
чуткости и бережного отношения к природе. Формирование безопасного поведения
в праздничные дни, через составление коллажа и мнемотаблицы. Воспитание
этикета.
|
Каждая тема – краткосрочный проект,
по которому проводится работа в совместной деятельности педагогов и детей,
самостоятельной деятельности детей не только в рамках
непосредственно-образовательной деятельности, но и при проведении режимных
моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.
Также был проведен долгосрочный
проект по теме «Свойства твердого вещества». Как итог пройденного проекта было
проведено совместное мероприятие воспитателей с детьми и родителями по теме
«Твердое вещество. Свойства бумаги, ткани, дерева».
В декабре 2014 года было
проведено совместное мероприятие с детьми и родителями в виде игрового тренинга
для родителей и детей по теме «Развитие мелкой моторики у старших дошкольников
с нарушением речи».
Для родителей оформлялись
информационные листки, консультации, папки-передвижки для педагогического
просвещения родителей по различным областям развития детей. Проводились
консультации, индивидуальные беседы с родителями.
Старались привлекать
родителей к сотрудничеству с педагогами, к совместной деятельности с детьми. Но,
к сожалению не все родители прислушиваются к советам воспитателей,
учителя-логопеда, врача; плохая посещаемость (чаще всего не из-за болезни
детей), пассивность некоторых родителей по закреплению пройденного материала и
заданий учителя-логопеда дома. В связи с этим возникают сложности в освоении
программы, работы учителя-логопеда над звукопроизношением, наблюдаются нарушения в поведении детей.
Посредством
развивающих, индивидуальных, подгрупповых, групповых занятий проводится большая
работа по развитию у детей волевых
качества личности, умению общаться с окружающими людьми, быть доброжелательным
с другими детьми, взрослыми, в том числе
педагогами, умению управлять своим телом, хорошо двигаться и ориентироваться
в пространстве, развитию мелкой моторики
рук, а также координацию движения.
Дети были вовлечены в исследовательские
проекты, непосредственно образовательную деятельность, совместную деятельность
и т.д., направленные на реализацию физического, коммуникативно-личностного,
познавательно-речевого и художественно-эстетического развития детей с учетом их
возрастных и индивидуальных особенностей; детские виды деятельности. В ходе
этого дети научились изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и
способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг
другу.
По результатам работы, можно сделать вывод, что у детей
повысилась самооценка, стремление к активной деятельности. Они эмоционально
отзывчивы, любознательны, способны решать проблемные ситуации.
Положительное влияние на этот позитивный процесс оказывает:
тесное сотрудничество в работе воспитателей, специалистов, использование
приемов развивающего обучения, индивидуального подхода к детям.
Знания и навыки, полученные в непосредственно-образовательной
деятельности необходимо систематически закреплять и продолжать применять в
разных видах деятельности детей. Использовать дидактические, развивающие игры, позволяющие закрепить и развивать
соответствующие знания, умения и навыки.
Воспитательно-образовательная работа в группе строится на
основе создания специальной предметно-развивающей среды.
Особенности развития ребенка-дошкольника делают средством
его образования окружающий предметный мир.
В связи с этим, мы постарались создать в нашей группе
предметную развивающую среду, включающую в себя все, что доступно
непосредственному восприятию детей и использованию ими в практической
деятельности.
Созданная предметно-развивающая среда позволяет обеспечить
максимальный психологический комфорт для каждого ребенка, создать возможности
для реализации его права на свободный выбор вида деятельности, степени участия
в ней, способов ее осуществления и взаимодействия с окружающими.
В то же время такая предметная среда позволяет решить нам
конкретные образовательные задачи, вовлекая детей в процесс познания и усвоения
навыков и умений, развивая их любознательность, творчество, коммуникативные
способности.
Все групповое пространство распределено на центры, которые
доступны детям.
Такая организация пространства является одним из условий
среды, которое дает возможность приблизиться к позиции ребенка.
Это способствует раскрепощению
детей, положительному эмоциональному настрою на весь день.
В группе созданы условия для
психологического комфорта. Много игр для развития коллективизма,
коммуникативных навыков. Также стараемся воспитывать в детях чувство
сопереживания другим людям через использование игровых ситуаций.
В группе всё оборудование, игры,
игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать
вид деятельности. Старались создать детям комфортные условия для игр, для
самостоятельной деятельности.
В течение полугода старалась
разнообразить жизнь детей в детском саду, как можно больше насытить её
интересными мероприятиями.